Этих принципов очень много, и мы подробно разбираем их на занятиях. Помимо диалога это: безоценочность, свобода и плюрализм взглядов, внешняя, нейтральная позиция по отношению к участникам коммуникации и одновременно критическая позиция (готовность к институциональный критике), гибкость, сокращение дистанции между искусством и зрителем, ориентация на актуальные проблемы и личный опыт, конструктивистский подход к обучению (самостоятельное конструирование знаний, действие в противовес рациональному познанию). О каждом из них можно говорить очень много.
Когда меня просят кратко определить суть работы медиатора, я всегда говорю о трех аспектах его роли: медиатор как переводчик, посредник и проводник.
Медиатор выступает как переводчик, функция которого - познакомить широкую публику с «иностранным» языком изобразительного искусства. Он дает ключи к пониманию, обеспечивает зрителя простыми инструментами для того, чтобы он самостоятельно пришел к выводам о возможных значениях произведения. В конечном итоге, цель медиатора в том, чтобы зритель перестал в нем нуждаться, научился анализировать и размышлять, находил собственные подходы к восприятию и пониманию искусства, и не боялся рассуждать и делиться с другими.
Медиатор – посредник, выполняющий функцию социального согласования и налаживания коммуникации, поиске точек соприкосновения между всеми участниками процесса: как в глобальном смысле, между элементами системы аудитория-искусство (произведение, институция, художник, куратор, среда, зрительский опыт), так и в частном смысле, настройке коммуникации внутри конкретной группы. Медиатор помогает зрителям увидеть важное в замысле куратора или автора, но это не становятся истиной в последней инстанции. Они выступают толчком для дальнейших рассуждений и интерпретаций зрителей, которые имеют равное право на существование. Медиатор выстраивает, создает среду в группе так, чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно для того, чтобы высказываться.
Медиатор – это проводник зрителя на собственном, личном пути к искусству, к обретению смыслов. Он побуждает посетителей высказывать собственное суждение о произведении искусства, опираясь на свой жизненный опыт и знания. Задача медиации – найти точки соприкосновения увиденного с жизненным путем человека, ведь только тогда произведение способно вызвать эмоциональные переживания и обрести глубокое значение для зрителя, обогатить его.